Убить Вечность - убить себя

Meister Schwarzsichtig, 2003



Мысль о Вечности, как и всякая другая мысль, приходит в один миг. Только что ничего не было - и вот ты уже думаешь о Вечности. Желаешь ее. Если вдуматься, это просто поразительно, что Вечность, которая так Велика, так Бесконечна, что по отношению к ней просто неприменимы какие бы то ни было величины и описательные характеристики, укладывается лишь в одно мгновение - подобное вспышке молнии. Так Вечность ли это, коли она укладывается в один миг? Существует ли она, если к нам, людям, приходит в такой же временной отрезок, в такой же самый миг, что приходят и другие мысли - не всегда, прямо скажем, такие же возвышенные, что и Вечность?
Как вообще человек может своим ограниченным разумом осознавать подобные неограниченные понятия? Бесконечность и Вечность - представить их человеческому разуму невозможно. Ведь, если подойти к этому вопросу с противоположной стороны, то мы увидим, что то, что разум может охватить, уже не может быть бесконечным или вечным. А в соответствии с одним из философских принципов то, что известно, является конечным и относительным. Так насколько вообще легитимны все человеческие рассуждения и размышления о Вечности?
Существуют, конечно, такие понятия, как воображение и фантазия, где на человеческий взгляд Вечность должна чувствовать себя довольно вольготно. Но из-за своей неотъемлемой характеристики - зыбкости - они все-таки не самые лучшие друзья для Вечности, потому как неминуемо награждают ее этой своей зыбкостью, т. е. ставят под сомнение факт ее существования. Поэтому хотелось бы общаться с Вечностью все-таки разумом, рассуждая и размышляя о ней при свидетельстве и поддержке госпожи Логики.
Между тем последняя подсказывает, что мысль, идея о Вечности - есть не что иное, как соприкосновение с ней самой. Пускай даже на миг. Пускай даже, если под идеей не подразумевать идею Платона. Согласно философам мысль - это часть относительного мира, потому на какой-то миг и Вечность становится элементом нашего мира. Значит, во-первых - Вечность все-таки существует, во-вторых - Вечность рядом, и, в-третьих - Вечность достижима. Логика отнюдь не железная, но все-таки и не абстрактная. Самое главное, равно как и парадоксальное в мысли о Вечности - это то, что даже будучи сведенной к мгновению, Вечность все равно остается самой собой. В конце концов, разве не желая Вечности, восклицаем мы "остановись, мгновение"?
Быть может, рассуждаем мы дальше, сведение Вечности к мгновению есть процесс, аналогичный сведению Макрокосма к Микрокосму? Если мистики пытались познать Макрокосм, изучая себя, Микрокосм, то, может, есть какой-то смысл в попытке познать Вечность, изучая мгновение? В смене телескопа на микроскоп? Посмотрим, куда нас приведет этот путь.
За процессом сведения Вечности к мгновению ( 0) наблюдает Сатурн - . Ибо и Вечность, и мгновение - это время. А у времени, как и вообще у любого понятия, предмета, создания, существа и т. д. есть хозяин. Но Вечность для Сатурна-Хроноса - что лев для дрессировщика: он вроде и управляет зверем, однако всегда должен находиться настороже. Как зверь набросится на своего хозяина, если поймет, что тот боится его, так и Вечность пожрет Хроноса, если увидит страх к себе. Пожрет в один миг - Вечность все-таки сведется к мгновению, но Сатурн этого уже не увидит. Да и мы тоже. Поэтому на сцену и выходит одно из самых страшных воплощений Сатурна: Сатурн-Сектор. То есть Сатурн-Убийца, Сатурн-Рассекатель. Своей косой методично разрезает он Вечность на века, годы, месяцы, дни, часы, минуты и, наконец, на мгновения. То же самое делают и песчинки в его часах: пересыпаясь друг за другом из одной чаши в другую, они уничтожают видимость своей бесчисленности: единица убивает Бесконечность, мгновение - Вечность.
В нашем случае мы можем назвать и более точный временной отрезок вместо абстрактного "мгновения": 0,15 секунды - именно такое время необходимо человеку для реакции на независимые дискретные раздражители, к коим можно отнести появление мысли, озарение мыслью и т. д. А если уж совсем углубляться в современные научные познания о времени, то стоит привлечь понятие из квантовой физики - эви (элементарный временной интервал), приблизительно равный 5,4 x 10-44 секунды. Это минимальный временной интервал, который требуется для протекания любого физического события. Причем, некоторые теории утверждают, что именно на этом уровне время квантуется, т. е. носит дискретный характер. Эви - это окончательная победа Сатурна над Вечностью. И наука послужила ему в этом верным союзником. Или всего лишь орудием, инструментом?
Но нас больше интересует не то, на что именно можно рассечь Вечность, и не то, что один временной интервал меньше другого - это все уже следствия и детали, - а то, что Вечность рассекается, время становится дискретным. На подобное рационалистское утверждение, между прочим, мистический склад ума замечает, что такое строение времени должно приводить к постоянно возобновляемому акту Творения - без него наш мир исчезал бы в промежутках между этими временными интервалами. Но это так, к слову - включаться в спор мы не собираемся.
Дискретность - это периодичность. Периодичность - это монотонность. Это повторение одного и того же. А ничто так не действует на нервы, как повторение одного и того же - будь то кашель домашних или сотворение мира. Изо дня в день через равные промежутки времени - одно и то же, одно и то же, одно и то же. В Древнем Китае практиковалась такая пытка - капать воду на затылок. Капали двумя способами: один из них полагал, что капли падали непрерывно - одна за другой: день, ночь, сутки, неделю... Капли просто выдалбливали разум. Второй заключался в том, что капля падала на затылок раз в час - ничего страшного, на первый взгляд, но через несколько дней человек сходил с ума от одного только ожидания этой капли. Короче говоря, длительность периода не важна - результат все равно один и тот же. Капля в секунду или в час - это уже на вкус. Главное - периодичность, монотонность, дискретность. Верный способ свести с ума.
И если время действительно дискретно, как на том настаивают некоторые ученые, то это значит, что наш мир действительно безумен. Безумен в отвратительном смысле слова - ни о какой креативности подобного безумия не может быть и речи. Даже если он, как это ни забавно, создается каждый момент.
Итак, мы можем констатировать, что пошли неверным путем. Рассечение Вечности приводит не к знанию, Гнозису, а к безумию, сумасшествию. Ошибка была заложена уже в самом предположении - если мгновение в отличие от Вечности конечно и ограничено, то Микрокосм так же бесконечен и необъятен, как и Макрокосм. То, что не все из людей отвечают этой характеристике Микрокосма - являются в большинстве своем ограниченными - вовсе не вина Микрокосма как термина и тем более как идеи. Это вина самих людей.
Вырезанный отрезок времени Вечностью стать не может. А человек стать богоподобным может. Это не так уж и просто, это архисложно - но все-таки возможно. Рассекая вечность на казалось бы нужные ему отрезки времени, человек тем самым ограничивает себя, создает рамки и оковы для бесконечности своего Микрокосма. Убивая Вечность - мы убиваем самих себя. Вечность надо любить.
Впрочем, может, все-таки стоит мгновению - секунде или эви - тоже дать шанс. В том смысле, что операцию нужно совершать обратную предложенной выше - т. е. расширять мгновение до Вечности. Почему бы и нет, ведь именно оно, мгновение, дает нам Вечность мыслью о ней.




Наверх
 

Предыдущая статья

НИИ Апокалипсиса

Следующая статья