"Пластмассовый мир победил"

(предисловие к "Индустриальному обществу и его будущему" Теодора Качинского)

Дмитрий Попов, 2006

Публикация: Манифест Унабомбера, 2006


  1. Знакомьтесь: Тед Качинский, он же FC, он же Унабомбер
  2. Состояние идеологического террора в США эпохи Унабомбера
  3. Левые: американские и не только
  4. Психологический портрет Манифеста
  5. Манифест Унабомбера в России и для России
  6. Если Манифест - настольная книга

I. Знакомьтесь: Тед Качинский, он же FC, он же Унабомбер

Наш герой - а мы ничуть не лукавим, называя его героем - родился 22 мая 1942 в семье польских эмигрантов в пригороде Чикаго, штат Иллинойс. Его полное имя - Теодор Джон Качинский, но весь мир называет его просто Тедом Качинским.
Кстати, в отечественной прессе фамилию Теда (может быть, не очень красиво называть по уменьшительной форме имени человека, возраст которого 64 года, но с героями ведь принято вот так, запросто…) пишут по-разному, поэтому отвлечемся на небольшой комментарий. В соответствии с правилами польского произношения сочетание "cz" обозначает звук, состоящий из слитно произнесенных "т" и "ш", от русского "ч" он отличается твердым произношением; "y" произносится как "ы", а "i" - как "и". Таким образом, фамилия "Kaczynski" правильно произносится "Катшынски", из соображений же благозвучия у нас ее и произносят как "Качинский" (впрочем, имя нынешнего президента Польши у нас часто пишут через мягкий знак: Лех Качиньский).
Дальше - только факты. В зарубежной прессе и интернете изведено немало букв и знаков препинания на рассказы о детстве, юности и молодости Качинского, но большинство из них, даже претендующих на объективность, производят впечатление гуманистического исследования типа "так вот почему этот милый мальчик стал убийцей". Поэтому - только несомненные факты.
Весной 1962 Качинский окончил Гарвард, один из лучших университетов Америки, и продолжил обучаться на магистерскую и докторскую степени по математике в Мичиганском Университете. "Мало будет сказать, что он был одаренным", - вспоминал о Качинском один из его наставников-профессоров. Его специализацией была разновидность комплексного анализа, а именно геометрическая теория функций - тема настолько специфическая (настоящая эзотерика математиков), что другой профессор отозвался о диссертации Качинского следующим образом: "Я полагаю, что во всей стране ее поймут и оценят, наверное, десять или двенадцать человек". В конце 1967 Качинский получил должность преподавателя математики в Университете штата Калифорния, однако, в 1969 оставил ее без каких бы то ни было объяснений.
Следующие два года жизни Качинского медиа снова расписывает в лучших традициях "черного пиара". Нам, конечно, очень интересно, что именно происходило в этот небольшой отрезок времени, когда Тед нигде не работал и вообще, похоже, ничем конкретным не занимался - определенно, это был переломный этап его жизни, - но из уважения к нашему герою мы не будем даже строить догадок, на чем именно построили свои фантазии писаки, охраняющие нравственные устои общества. Факт остается фактом: в 1971 Тед Качинский обосновался в лесу, недалеко от Линкольна, штат Монтана, и начал вести жизнь отшельника, охотясь на кроликов, выращивая овощи и совершая редкие вылазки в город. Скорее всего, именно тогда и появились FC - "Freedom Club". По крайней мере, с тех пор Качинский стал подлинно свободным.
В городе же его прозвали просто - Отшельник. Наверное, жителям этого крохотного городка, который с трудом можно найти даже на подробных картах штата, он представлялся каким-то библейским персонажем. (По данным переписи 2000 население Линкольна составило 1100 человек, также укажем для справки, что одноименное графство Монтаны не имеет к делу никакого отношения, Линкольн располагается в графстве Левис и Кларк, иногда место жительства Качинского путают и с другим Линкольном - административным центром штата Небраска). Наверно, по-провинциальному пафосный девиз Линкольна: "Маленький город - большое сердце", - пришелся по душе Отшельнику, вознамерившемуся освободить весь мир.
Известно, что на новый образ жизни Качинского вдохновил натуралист, философ и писатель Генри Дэвид Торо (1817-1862), который в своей жизни и литературном творчестве опирался на идеи о необходимости во всем полагаться на свои силы и искать опору и утешение в близости к природе. В свое время Торо также какое-то время уединенно жил в лесу, занимаясь сельским хозяйством и литературой. Главным результатом этого, как его впоследствии окрестили, "социального эксперимента", да и вообще всей жизни Торо, стала книга "Уолден, или Жизнь в лесу" (1854), которая, помимо описаний вольной жизни, содержала резкую критику современного автору американского общества.
Определенно, Качинского можно назвать учеником, превзошедшим своего учителя. Да, саму идею жизни в лесу он перенял у Торо, и свою хижину выстроил точно по образу и подобию жилища легендарного трансценденталиста (и, кстати, в свое время Торо тоже окончил Гарвардский Университет, хотя вряд ли Качинский поступил в это учебное заведение именно потому, что в нем когда-то обучался писатель-отшельник). Но Качинский прожил в лесу не два года, как Торо, а целых двадцать пять лет, а его произведение, написанное на лоне природы, быть может, и уступало по объему и литературному достоинству "Жизни в лесу", но по критике общества и вообще всей цивилизации - т. е. по своей взрывоопасности - превосходило роман Торо стократно. Как следствие этого, позже Качинского бросили в тюрьму не на один день (Торо арестовывали за участие в протесте против войны Америки с Мексикой 1846-1848), а на всю оставшуюся жизнь. Точнее, на четыре.
Собственно, по самому главному обстоятельству Качинский вовсе и не превзошел Торо. Потому что тот никогда не делал бомб и не рассылал их тем, кого расценивал врагами свободы. Потому что Торо никогда не наводил ужас на тех, кто осознавал свою вину в деле уничтожения природы.
Как и все, кто уверен в своей правоте и своих силах, Качинский никуда не торопился - первую бомбу он отослал лишь через семь лет после начала затворничества - в мае 1978. И только после взрыва третьей бомбы в ноябре 1979 года ФБР осознало, что имеет дело с серийным убийцей, а не с разрозненными бомбардировками. После четвертой бомбы фэбээровцы дали ему знаменитое прозвище "Unabom" (от "UNiversities and Airlines BOMbings" - "УНиверситетов и Авиакомпаний БОМбардировки"). Пресса подхватила звучное имя и начала слагать на все лады: "Unabomer", "Unibomber", "Unabomber". Последняя версия оказалась самой популярной: Тед стал Унабомбером.
Мир еще не знал столь радикального стража окружающей среды, решившего за причиненный природе ущерб наказывать вредителей огнем и свинцом. Качинский даже оформлял свои теракты подстать идеологии: бомбы пересылались по почте в деревянных ящиках, в ряде случаев дерево выступало и в качестве шрапнели (убойная сила маленькая, зато - вы только вдумайтесь - получалось, что дерево мстило само за себя), посылки подписывались зелеными чернилами (нет, аналогию с Генрихом Гиммлером, который тоже писал зелеными чернилами, проводить не стоит, хотя чем черт, т. е. конспирология, не шутит). Даже дым, который заполнил салон атакованного "Боинга 727", был зеленым.
Первый же человек, серьезно пострадавший от бомбы Качинского (это был четвертый теракт), вообще был идеальным объектом с конспирологической точки зрения: его фамилия была Вуд (англ. "Wood" - "лес"), он проживал в Лэйк-Форесте (англ. "Lake Forest" - "озерный лес"), взорвавшаяся в его руках книга была выпущена издательством ARBOR HOUSE (англ. "деревянный дом"), логотипом которого был лист дерева, а в обратном адресе посылки, содержащей книгу-бомбу, значилась Ravenswood Street (англ. "улица леса воронов"). Более того, посылка была прислана от некоего Еноха Фишера, но (вот теперь-то и пошла настоящая конспирология) библейский Енох в Традиции связан именно с Зеленым цветом! Фамилия же Фишер (нем. "Fischer" - "рыбак") вообще дает раздолье для оккультных построений, вплоть до того, что рыба была символом Христа (его греческое имя Ichtus означает "рыба"), а сам он иногда так и именовался - Рыбак. "Рыбаками людей" должны были стать и его апостолы. Определенно, Качинского можно назвать носителем юнговского архетипа Христа - пусть это и покоробит очень и очень многих.
Может, конечно, предложенный пассаж с "Рыбаком" - классический конспирологический перебор: Качинский, несомненно, наперед рассчитывая свои атаки, просто использовал звучную фамилию адресата посылки в своей шестой атаке. Тем более, что профессор, являвшийся ее подлинной целью, снова носил фамилию Вуд.
Впрочем, в большинстве случаев "критериями отбора" жертв служили их заслуги на ниве технологии или психологии…
Из 16 бомбовых атак, проведенных Качинским, только 2 были пресечены. 3 из них оказались со смертельным исходом, остальные нанесли ранения различной тяжести в общей сложности 11 человекам (не считая 12 - или 18 по другим источникам - отравленных пассажиров "Боинга 727").
Тед Качинский, он же FC, он же Унабомбер - восхитительный пример замкнутой (более или менее, но замкнутой) самосовершенствующейся системы. Если над останками его первых бомб специалисты из ФБР презрительно похмыкивали и крутили пальцем у виска, то его поздние взрывные устройства заставляли их делать непроницаемые лица, за которыми скрывалось раздражение, беспомощность и даже отчаяние. Подобно стокеровскому Дракуле, оказавшемуся в чуждом для него мире и на первых порах совершавшему нелепые ошибки, Качинский совершенствовал технику своего "взаимоотношения" с обществом - его теракты становились все более действенными и мощными.
Усердию Качинского можно только позавидовать. А какое дьявольское терпение! Семнадцать лет, считая от первой бомбы, или вообще двадцать четыре года, считая от начала отшельнической жизни, Качинский планомерно шел к своему триумфу, к своей - пускай и краткосрочной - победе над системой.
19 сентября 1995 "The Washington Post" и "New York Times" опубликовали его статью "Индустриальное общество и его будущее", известную в народе как Манифест Унабомбера. Впрочем, восьмистраничный вкладыш газетного формата с его текстом распространялся только с номером "The Washington Post" - технические возможности типографии этой газеты позволяли вкладывать дополнительную секцию во все экземпляры ежедневного выпуска. Так что "New York Times" участвовали в деле лишь своим логотипом и оплатой половины расходов на печать (по официальному заявлению стоимость печати вкладыша составила 30 000-40 000 долларов - непонятно только, почему нельзя было назвать точную сумму).
"Индустриальное общество и его будущее" - это приговор современной индустриально-технологической системе, заупокойная по ущербному обществу, некролог человеку потребляющему, панегирик нонконформизму, гимн свободе, апология кровавой битвы за независимость. (Редкий случай, когда пафос соответствует содержанию.) Манифест - это бойцовский документ, вдумчиво составленный план действий, которому если не следовать, то по крайней мере анализировать его тезисы, должны все, кто хочет освободиться от рабства технологии и системы. Обнародование Манифеста стоило трех жизней (параграф 96), и он не обещает, что будущее планеты Земля будет светлым и безмятежным. Человеческий род стоит перед альтернативой: либо окончательно стать рабами машин и послушными големами системы, либо бороться за свою свободу, за свою жизнь, за свое будущее. "Индустриальное общество и его будущее" - это провозглашение "final battle", в которой, по сути, может быть только два исхода: либо мы их, либо они нас.
Манифест и положил конец борьбе Качинского - по излагаемым в нем мыслям его опознал младший брат, который и сдал его властям. "Где Авель, брат твой?"
3 апреля 1996 Тед Качинский был арестован.
21 января 1998 его приговорили к четырем пожизненным заключениям.
Без права досрочного освобождения (именно для этого и назначаются такие абсурдные на первый взгляд наказания, как несколько пожизненных заключений или срок, на много, а то и во много раз превышающий среднюю продолжительность жизни человека) Тед Качинский отбывает наказание в федеральной тюрьме "ADX Florence" в штате Колорадо. Полное название этой тюрьмы - "The United States Penitentiary Administrative Maximum Facility (ADX) in Florence", что на русский язык приблизительно можно передать как "Исправительная тюрьма Соединенных Штатов административного максимума в городе Флоренс" (ADX - ADministrative maXimum). Тюрьма Качинского принадлежит разряду "supermax" - здесь обеспечивается строгий контроль за каждым отдельным заключенным, это самая суровая тюремная система Соединенных Штатах, и "ADX Florence" - одна из двух такого рода тюрем в Америке.
В условиях современного мира вполне закономерно, что человек, поставивший себе целью освободиться (и освободить других) от контроля со стороны системы, в итоге оказался заключенным в условиях, при которых контролируется каждый вздох.

II. Состояние идеологического террора в США эпохи Унабомбера

В свое время, пока технический прогресс не сказался и на терроризме (мы намекаем на уничтожение Всемирного торгового центра 11 сентября 2001), Теда Качинского называли "террористом № 1 Америки", "самым страшным преступником Америки" и т. д. Это было действительно страшно - на протяжении многих лет кто-то рассылает несущие смерть посылки, оставаясь при этом невидимым и нераспознанным. А посылка могла прийти каждому, причем именно туда, где он чувствовал себя в полной безопасности - домой, на работу… Однако, Качинский не был единственным специалистом в этом виде террора.
В июне 1991 в Сент-Поле, штат Миннесота, к 7 пожизненным заключениям и 400 годам тюрьмы был приговорен Уолтер Лерой Муди-младший. Суд признал его виновным в изготовлении и рассылке по почте в декабре 1989 четырех взрывных устройств (Качинский к этому времени осуществил уже 12 бомбардировок): два из них были перехвачены, зато остальные нашпиговали осколками и разорвали на части своих адресатов. Уолтер Муди тоже был одиночкой, и его тоже не устраивали существующие порядки, а господствующее законодательство он считал несправедливым - свои бомбы он послал федеральному судье Бирмингема, штат Алабама (погиб), в окружной апелляционный суд США в Атланте (посылку перехватили), адвокату по гражданским делам в Саванне, штат Джорджия (погиб), и президенту отделения Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения в Джексонвилле, штат Флорида (посылку перехватили). Подобно Качинскому, обратные адреса на своих посылках с сюрпризами Муди писал правдоподобные - коллег намеченных жертв.
Однако, бомбы Муди были гораздо сильнее бомб Качинского (по крайней мере, первых), а их конструкция была оригинальна и неповторима (внутри трубки, основы бомбы, помещался сквозной стержень) - как-никак, Муди был профессиональным изобретателем. На него вышли, досконально изучив его послания (вот до Манифеста Унабомбера им было очень далеко). Не обошлось без предательства и в его случае: против Муди дала показания его жена (вторая), оказывавшая ему содействие при изготовлении бомб (незначительное, впрочем). Кстати, первая жена Муди пострадала от первой попытки отослать бомбу по почте - она вскрыла заготовленную посылку. Это произошло в 1972, т. е. раньше, чем Качинский начал свою деятельность, но этот случай не получил огласки, о нем вспомнили только в 1989. В принципе, Муди мог бы составить достойную "конкуренцию" Качинскому, если бы не одно "но": хотя в его деятельности присутствовала идеологическая составляющая, в целом им руководили личные эмоции - обида и желание мести. Он не работал на великую идею.
Экологический терроризм, к которому, когда все встало на свои места, причислили Унабомбера - сравнительно новая угроза для общества, хотя и более чем закономерная, равно как и заслуженная. Если радикальных экологистов классифицировать как анархистов, из среды которых они и вышли, то тогда на их счет можно записать далеко не один громкий теракт. Но если экологию предоставить самой себе, то выдающихся событий и людей здесь практически нет (мы не говорим об отсутствии самой по себе деятельности и признанных лидеров).
Пожалуй, наиболее известными в этой области являются "Earth Liberation Front" ("Фронт освобождения Земли"). Эта организация была основана в 1992 в Великобритании и очень быстро обросла сетью подразделений в других странах, в том числе и в Соединенных Штатах. В них активистами ELF было совершено более чем 1200 актов вандализма и поджогов, причинивших ущерб на общую сумму 200 миллионов долларов. Экотеррористы наносят ущерб и поджигают здания, склады, транспортные средства и т. д. фирм и организаций, деятельность которых основана или хотя бы причастна к нанесению вреда природе (заготовка пушнины, леса, экспериментирование над животными и т. д. и т. п.).
Группировок подобного рода с каждым днем становится все больше, и всех их объединяет одно обстоятельство - они не убивают людей. Даже не похищают, подобно блистательным "Двенадцати обезьянам" Терри Гиллиама. Человеческая жизнь для них является неприкосновенной (человек, как никак, тоже животное), и, по-видимому, именно поэтому ни одна радикальная экологистская организация не выказала никакой поддержки Теду Качинскому, когда его арестовали. Может, впрочем, осознавали свою незначительность по сравнению с ним.
Если экологический терроризм в Америке только набирает силу, хотя с таким же успехом мы можем предположить и то, что после своей кульминации, заключавшейся, несомненно, в деятельности Унабомбера, он постепенно сойдет на нет, то левый терроризм однозначно уже пережил пик своего развития, и говорить о каком-то серьезном террористском подполье левых в сегодняшней Америке не приходится.
Террористический ажиотаж в Америке вспыхнул, разумеется, в период войны во Вьетнаме 1964-1975. Самыми известными в этой среде были "Weathermen" ("Метеорологи" - название взято по песне Боба Дилана), позже переименовавшиеся в "Weather Underground Organization". Ими было произведено около 30 взрывов государственных учреждений (в основном полицейских участков), причем в результате всех их терактов погиб только один полицейский (16 февраля 1970) - скорее всего вопреки замыслам и намерениям террористов. Сами же "Метеорологи" несли постоянные потери в войне с истеблишментом, в том числе и нелепые - 6 марта 1970 в результате взрыва в нью-йоркской бомбовой мастерской погибло три члена организации. На века же "Метеорологов", страстных, кстати говоря, поклонников марихуаны и LSD, прославило их участие 12 сентября 1970 в освобождении LSD-гуру Тимоти Лири из тюрьмы.
Другая известная левацкая террористическая организация - калифорнийская "Symbionese Liberation Army" ("Симбионистская армия освобождения"). Явно феминистского толка, она привлекла к себе внимание не столько совершенными ей убийствами, ограблениями банков и захватом заложников, сколько краткосрочным пребыванием в ее рядах дочери крупного газетного магната, одного из зачинателей американской "желтой прессы" Уильяма Рэндолфа Херста, решившей поразвлечься и оттянуться в романтической революционной стихии. В общем, американские левые террористы - бледная копия итальянских "Красных бригад" или немецкой RAF.
Основная масса актов идеологического террора в Америке числится все же за ультраправыми - во всяком случае сегодня их деятельность представляется наиболее стабильной. Правда, за редким исключением, "громких дел" они тоже не проворачивали - в основном деятельность экстремистских группировок правого толка можно охарактеризовать как попытку реализации начального этапа расовой революции, схема которой была изложена в "Дневниках Тернера" Эндрю Макдоналда (написаны в 1975-1978). Это ограбления банков, складов вооружения, убийства неугодных людей, взрывы правительственных организаций, захваты заложников и т. д. и т. п. - в отличие от леваков и тем более экологистов, ультраправые и нацисты не останавливаются перед человеческими жертвами.
Кульминацией деятельности ультраправых террористов, несомненно, является взрыв 19 апреля 1995 Федерального административного здания Альфреда П. Мюрра в Оклахома-Сити (168 убитых и более 500 раненых), осуществленный Тимоти МакВеем и Терри Николсом. Определенно, этот теракт также был произведен в рамках реализации программы из "Дневников Тернера".
…В "ADX Florence" сидят известные мафиози, наркоторговцы, убийцы и террористы. В частности, почти все воины ислама из группы Рамзи Ахмеда Юсефа, устроившие 26 февраля 1993 взрыв во Всемирном торговом центре (6 убитых и более тысячи раненых), отбывают наказание именно в "ADX Florence" (включая самого Юсефа). Здесь же какое-то время был заключен и Тимоти МакВей. Оказавшись в стенах этой самой суровой тюрьмы Америки, Качинский свел с ним дружбу. Они общались во время режимных занятий спортом (час в день) - у них, наверное, было много, что можно было бы обсудить. Хотя бы аммиачную селитру, которую оба использовали для своих бомб. Не то, что они почувствовали себя соратниками в общем деле (все-таки тезис Савинкова о необходимости сотрудничества террористов разных идеологий с трудом пробивает себе дорогу в жизнь), но они пришлись друг другу по душе: "На личном уровне мне нравится МакВей, и я полагаю, что он понравился бы многим людям", - заметил Качинский в одном из своих тюремных интервью. Но однажды Тимоти увели и никто его больше не видел…
И последнее. Террористическая практика принуждения СМИ к озвучиванию своих требований, программ и т. д. не нова. Ей пользовались и будут пользоваться. В последнее время, однако, она все чаще и чаще дает сбои - нынче истеблишмент предпочитает рисковать жизнями заложников, нежели потворствовать террористам хоть самую малость. В США последней до Манифеста Унабомбера публикацией, осуществленной в ответ на шантаж террористов, было печатание в 1976 газетами "The Washington Post", "New York Times", "Chicago Tribune" и "Los Angeles Times" заявления хорватских националистов, совершивших в Чикаго угон самолета и угрожавших убить 92 пассажира (потом они сдались в Париже). Лишь через двадцать лет американскую систему снова удалось поставить на колени - и сделал это одиночка.
Естественно, мы описали не всех американских террористов и их деяния, так или иначе имеющих отношение к случаю Унабомбера. Америка, ее общество, порождает гроздьями не только серийных убийц, но и идейных террористов (хотя для некоторых они - одно и то же). Так или иначе, рассмотренные дела вырисовывают общую тенденцию развития террора в Америке и показывают, что Унабомбер - явление закономерное и вполне ожидаемое. Перекипело.

III. Левые: американские и не только

Вторая по значимости тема, которую Тед Качинский разбирает в своей работе - это левачество, т. е. левое движение. Собственно, он его не разбирает, а громит. Причем громит, так и не определившись, кого же он, собственно, подразумевает под термином "левак" (параграф 227). Для него не существует никаких разновидностей левых: коммунистов, сталинистов, маоистов, троцкистов, социалистов, социал-демократов, "новых левых", анархистов (этих, впрочем, он все-таки оговаривает - параграф 215 и примечание 34) и т. д. и т. п. - всех он гребет под одну гребенку, всех он видит недругами, которые могут помешать реализации его идеи. Конечно, учитывая, что многие идеологи (или причисляющие себя к таковым) выдают свое собственное определение "левака", и что оно более или менее подхватывается хотя бы несколькими людьми, а другими, наоборот, оспаривается, критику Качинского теоретически можно было бы направить в какое-нибудь конкретное русло (например, что собственно леваки - это только те современные социалисты, которые не принимают "официальных" коммунистов, также сталинизм и т. д.), но мы уверены, что такой номер не пройдет. Никакой лазейки нет. Думаем, мы не очень ошибемся, если образно выразимся, что автор Манифеста нападает на всех, у кого в партийной символике присутствует хоть крапинка. Вот именно, вот именно, пользуясь инструкциями Качинского (параграфы 213-230), даже национал-социалистов можно классифицировать леваками!
Нередко при чтении Манифеста возникает ощущение, что его автор просто-напросто путает понятия "левак" и "либерал". Впрочем, "новые левые" или, попросту говоря, активисты, которых он чаще всего и подразумевает под леваками (во всяком случае, у нас сложилась именно такое впечатление), хотя и расходятся с либералами по экономическому вопросу и социальным установкам, но по своей социализации и те, и другие являют собой один тип людей, во всяком случае, некоторые из них (параграф 230). Однако, это не объясняет, и потому не спасает положения - порой от огульной критики леваков берет оторопь. Иногда Качинский даже не особенно разбирается в средствах, стремясь не оставить от них и мокрого места - в одном эпизоде (параграф 18) он представляется чуть ли ни поборником науки, ставя левакам в укор то, что по идее мог бы и поприветствовать.
Короче говоря, в левом вопросе Качинский - консерватор, а то и вовсе ретроград. Его взгляды в общем (без психологических нюансов) напоминают критику Ницше современных ему социалистов. А некоторые параграфы Манифеста (особенно 34) позволяют предположить, что Качинский был знаком и с "Силой есть Право" Рагнара Редберда. Разумеется, это только предположение. Но предположение с подтекстом: леваки могут отмахнуться от его критики, мотивируя необоснованность высказываний Качинского в свой адрес тем, что он, видимо, сторонник правых взглядов, "а то и вовсе фашист".
В этом косвенную поддержку им оказывают американские христианские фундаменталисты (в большинстве своем принадлежащие к ультраправому лагерю), милицейские формирования (как известно, в Америке милиция является настоящей милицией, т. е. народным вооруженным ополчением без всякого вмешательства системы - большинство милиционеров, опять же, придерживается правых взглядов) и им подобная публика, принявшая Манифест на ура. Но Качинский, естественно, к правым и тем более к ультраправым не имеет никакого отношения. Если только с МакВеем дружбу водил - но ведь эти два выдающихся террориста сошлись не по политической мотивации, а благодаря общему аутсайдеровскому настрою.
Хотя, если кому-то из леваков придет в голову "обвинить" Качинского в экофашизме, нам будет решительно нечего ему возразить…
Другое дело, что настоящих леваков Качинский мог просто-напросто и не знать. Строго говоря, по сравнению с нашими левыми, и даже по сравнению с европейскими приверженцами левых взглядов (некоторыми, уже только некоторыми), американских леваков вряд ли можно назвать подлинными леваками (мы снова подчеркиваем, что лично для нас левак - это любой приверженец левой идеологии, ратующей за социальное равенство в большей или меньшей степени). В большинстве своем вместо ведения социалистической борьбы они занимаются какой-то неблагоприятной побочной деятельностью ("суррогатной деятельностью" в терминах Качинского), отстаивая права цветного населения, сексуальных меньшинств, любителей легких наркотиков и т. д. и т. п. Причем эти так называемые "новые левые", коими в большинстве своем и являются американские леваки, имеют тенденцию к упрочнению своих позиций, экспансии в молодежной среде и постепенному вытеснению с политической, околополитической и даже культурной арены классических левых, так что если текст Качинского и не отражает действительного положения вещей, то его можно воспринимать как прогноз развития левого движения. Очень может быть, что те сторонники левой идеологии, которые заняты действительной социалистической работой, в ближайшем будущем попросту исчезнут.
Мы не исключаем, что все доводы Качинского против состоятельности и правомочности левого движения какой-нибудь матерый левак разобьет если не с легкостью, то по крайней мере с глубокой убежденностью в собственной правоте. Большинство же леваков или, если вам чем-то не нравится этот термин, сторонников левой идеологии, скорее всего, просто не воспримут их всерьез. Неважно, что именно поможет им в этом - догматичность ли мышления, подсознательное ли выставление заслонов против "разговоров на больную тему" или просто пренебрежение к Унабомберу и его делу.
Отечественным левакам, думается, Качинский тем более не представляет угрозы, благо, у них имеются свои авторитетные критики - тот же Александр Николаевич Тарасов. Кроме того, тем, кто действительно ведет социалистическую борьбу, будет мало дела до спекуляций "американского отморозка", пускай даже в его идее на счет современного общества "что-то есть".
Тем не менее, нашим левакам все же не мешало бы ознакомиться с обвинениями Качинского - прочитали же "Революцию не всерьез" Тарасова практически все левые радикалы. Ничего, не умерли, ни одна партия не развалилась, ни один молодой коммунист не выкинулся из окна.
Напоминаем и о том немаловажном обстоятельстве, что каждый революционер всегда может что-то почерпнуть у другого революционера, даже если их идеи и цели совершенно различны. Например, стратегия революции против технологии, которую предлагает Унабомбер (параграфы 180-206), подойдет, в принципе, любому идеологическому течению (в т. ч. и левому), вознамерившемуся действовать против системы среди людей - каждому надо будет только внести соответствующие коррективы.
Кстати, относительно этого "любого идеологического течения". Слабое утешение левакам: читать Манифест Унабомбера будет неприятно не только им, но и вообще всем людям, вдохновенно состоящим в более или менее массовой организации любого рода (в политической партии, религиозной секте и т. д. и т. п.). Может, конечно, кого-то и не заденет умаление Качинским личностей, идентифицирующих себя с организациями и движениями (параграфы 19, 43, 83, 85, 214, 219), но кому-то точно будет неприятно узнать, что кроется за его "преданностью общему делу". Однако, опять же, из окон никто выбрасываться не будет.
Все это мы говорим не со зла и без злорадства, потому как сами не являемся образцом того индивидуализма, который продемонстрировал Тед Качинский своей жизнью и борьбой. Также, при всей нашей чуждости левому движению, его критику в Манифесте мы воспринимаем исключительно как данность, не собираясь ее ни принижать, ни увеличивать. Левое движение ни на йоту не пострадает от этого текста (тем более, общеизвестно, что многие леваки публикуют Манифест на своих сайтах).
Но даже если бы мы чувствовали непомерный дискомфорт, читая "Индустриальное общество и его будущее", мы бы все равно сказали: Тед Качинский - очень сильный человек, сколько бы грязи не выливали на него из ушат "желтой прессы", потому давайте почитаем, что он пишет, и подумаем об этом.

IV. Психологический портрет Манифеста

Либеральная пресса, пытаясь занизить значимость Манифеста Унабомбера, наградила его великим множеством уничижительных характеристик, стараясь делать ставку на уколы фрейдистского толка (такая же тактика применялась и в отношении самого Качинского). Вместе с тем, в сети эту работу найти очень легко - причем не только на сайтах каких-то радикальных организаций, но и на порталах вполне добропорядочных и даже преуспевающих американских СМИ. Делается это, конечно, не ради потворства террористу, предоставившего свой Манифест через шесть месяцев после публикации в свободное пользование. И, разумеется, не потому, что владельцы этих СМИ согласны со всем, что сказано в этом документе. Отнюдь. Дело вот в чем. Если бы, допустим, весь тираж газет с текстом Манифеста сразу же изъялся из продажи, а впоследствии любая попытка его публикации и распространения решительно бы пресекалась, то тем самым власти и общество признали бы его опасность. Швырнув же Манифест в свободный доступ, власти как бы говорят: да не боимся мы этого Унабомбера и его Манифеста, читайте, сколько влезет. Философа Качинского свели до уровня жалкого шута - и многие представители американского общества именно таким его и воспринимают.
Конечно, немало американцев, как свидетельствует статистика, все-таки отдали должное его работе, но здесь возникает другая проблема. Если наиболее ярыми противниками Манифеста являются представители среднего класса и высшего общества (что непосредственно следует из его содержания), то самую массовую категорию его приверженцев (по крайней мере потенциальных) составили выходцы из рабочего класса, жители сельской местности, мелкие предприниматели и т. д. Но, будем объективны, представители этих слоев общества не обязательно обладают уровнем знаний, необходимым для полного понимания Манифеста, написанного сложным академическим языком.
Скорее всего, во время работы на Манифестом Качинский предвидел это обстоятельство, потому что трудоемкость его академических выкладок с успехом компенсируется простотой многочисленных примеров и аналогий - они такого рода, что их можно понять и людям не очень, скажем так, образованным.
Да и вообще, академичность текста Манифеста в большей степени является выдумкой тех, кто задался целью отвадить читателей от него. При желании в нем можно все понять - достаточно еще раз перечитать непонятный параграф. А то и другой раз. Качинский буквально разжевывает каждую мысль, при каждом удобном случае повторяя ее чуть позже. Так пишет человек, который опасается, что его поймут неправильно - немудрено, осознавая масштабность своей задачи, Качинский не ленился лишний раз подсказать читателю направление своей мысли. Эта-то постоянная перестраховка также в немалой степени способствовала "академизации" Манифеста - из-за нее возникла иллюзия "навороченности".
Манера изложения мыслей автора Манифеста позволяет сделать еще один вывод. Она однозначно говорит о том, что Качинский - фанатик. Но не истеричный и не "буйный", каким принято рисовать фанатика, а практичный, последовательный, рассчитывающий все до конца, уверенный в своей правоте, и потому не склонный к проявлению эмоций. Качинский - не оголтелый фанатик из безликой толпы, рьяно исполняющий то, что теми ли иными методами вбили в его голову, но фанатик типа Великого Инквизитора, планомерно и без сомнений делающий все, чтобы достичь своей цели. Такого действительно не остановишь.
Вместе с тем, текст Манифеста представляется и очень осторожным. Несмотря на резкую критику современной цивилизации, т. е., вообще говоря, всего, что нас окружает, Качинский нередко подчеркивает, что тем или иным своим высказыванием не хотел задеть того-то и того-то или, как минимум, намекнуть на такое-то и такое-то обстоятельство. Это с головой выдает его происхождение и формирование. Будучи борцом против системы Америки, Качинский остается американцем. Конечно, замечания такого рода можно классифицировать как проявление элементарной вежливости порядочного человека, но некоторые другие обстоятельства, особенно те места Манифеста, в которых заходит речь о т. н. "странах-изгоях" (параграфы 169, 195) и вообще о диктаторских режимах, говорят о том, что все эти осторожности являются отголосками неискоренимой американской привычки улыбаться своим избирателям.
Качинский дает и другие поводы американским обывателям полагать, что он - один из них, пускай и совершенно отбившийся от рук, но все-таки один из них: частенько он говорит "мы" (не в смысле FC, от имени которых публиковался Манифест), "наше общество", "наш мир", "наша культура", "наши жизни" и т. д. В этом смысле Качинский - настоящий революционер. Его не устраивает существующее положение вещей, он видит, что от современных условий жизни все только страдают, и поэтому он хочет все изменить в лучшую сторону. Манифест он написал, чтобы и остальные люди увидели эту "лучшую сторону". В одном месте своей работы он даже предостерегает своих потенциальных соратников от нападок на обывателя (параграф 190) - это великодушный жест человека, стоящего над толпой и готового повести эту самую толпу к светлому будущему. Почти что Данко. Только такой, немного разозлившийся Данко. Психованный Данко.
Но если бы Качинский не был революционером, а был обыкновенным психом, он бы никогда не написал своего Манифеста и уж тем более не понес бы его в массы. Поэтому злословят те, кто вешают на Унабомбера ярлык "серийного убийцы". Тед Качинский - революционер, быть может, далеко не первый в революции против технологии, но, несомненно, значительно продвинувший и ускоривший ее процесс - ведь многие до его Манифеста даже и не знали о существовании такого рода революции.
При всем этом в образе действий Качинского не могут не присутствовать элементы социопатии. Постоянно твердя на протяжении всего Манифеста "наше общество", он в реальности разделяет само общество и людей, стоящих за этим понятием: общество должно быть уничтожено, люди должны продолжать жить дальше.
Строго говоря, Качинский людей не убивал: от его бомб гибли "элементы общества", его рабочие механизмы, но не люди. Не исключено, что левакам в его Манифесте достается больше всех именно потому, что они осмеливаются претендовать на несовместимость с обществом, тогда как сами являются его порождением и, мало того, работают на него (параграф 29).
Качинский не мог открыто сказать обществу "Я тебя ненавижу" - это противоречило его позиции и менталитету. Но своим Манифестом он сделал именно так.
Впрочем, мы все-таки не уверены, что Тед так уж "любил" людей. Он - революционер, смотрящий в будущее, весь свой Манифест он отстаивает свободу "среднего человека" и даже призывает не "обижать" его, но разве может человек такого уровня, как Качинский, не раздражаться этим самым "средним человеком"? О многом говорит уже то обстоятельство, что в предлагаемой стратегии антитехнологической революции Качинский выделяет две категории людей, на которые должны быть направлены соответствующие формы пропаганды (параграфы 186-188) - это потенциальная элита революционеров и толпа. Просто толпа - без всяких потенциалов.
Читая Манифест, видно, что его автор - тонкий психолог, причем понимающий человеческую психологию благодаря своему уму и опыту, а вовсе не знаниям, которыми пичкают студентов в учебных заведениях. Познания Качинского в области психологии проявляются, кстати, не только в Манифесте, но и в терроре - только две его бомбы были обезврежены, во всех остальных случаях жертвы (не всегда, правда, намеченные) исправно открывали таинственные ящики, посылки, дергали за заманчивые рукоятки, хватались за чуждые предметы и т. д. Его умом можно только восхищаться. Умом философским и умом криминальным - и в Манифесте, и в терроре у него все рассчитано и продумано ("За прошедшие годы мы уделили такое же внимание развитию наших идей, какое и развитию бомб", - писал он редакции "New York Times"). Кроме, как это часто бывает у гениев, человеческого фактора - ему и в голову не приходило, кто его сдаст.
А какой, скажите, пожалуйста, человек в здравом уме, зная в совершенстве человека и его психологию, будит любить его? Великий Инквизитор тоже заботился о благе людей, тоже вел их к светлому будущему, но любил ли он их?
Не раз и не два, анализируя в Манифесте вероятный исход "взаимоотношений" технологической системы и революции, Качинский указывает на неизбежные крупные человеческие жертвы. Как революционер он честен - он предупреждает людей о том, к чему их призывает. Но вот сожаления в его голосе не слышно: массы погибнут - это неизбежно, и все.
Будьте уверены, если Качинский доживет до революции против технологии и окажется в этот момент на свободе, он не остановится, если количество жертв будет гораздо большим, чем он прогнозировал. И для этого нужно не человеконенавистничество, а мужество. Мужество исследователя у Качинского точно есть - об этом говорит заключительный пункт его Манифеста (параграф 232). Да и мужества революционера ему не занимать - ведь он знал, на что шел. (Отметим, что если некоторые наши утверждения относительно личности Отшельника противоречат друг другу, то это само собой разумеющееся явление, т. к. гениев нельзя полностью проанализировать и уж тем более разложить все у них по полочкам.)
Последнее свое "криминальное" прозвище Тед Качинский получил, уже будучи лишенным свободы - его прозвали не иначе как "новым Раскольниковым". Да, разумеется, "кровь по совести", людишки, которые "никогда далеко не шагают" и проч., и проч. Но есть у Качинского и другой раскольниковский талант - нравиться людям и нераскаявшимся.

V. Манифест Унабомбера в России и для России

В России, как и во всякой технологической стране, к тому же мечтающей оказаться в разряде "развитых", Манифест так же необходим, как и в Америке, для которой он, собственно, и был написан. Несмотря на то, что в своей монографии Качинский рассматривает историю и проблемы исключительно американского общества, а не какого-нибудь абстрактного, которое можно было бы использовать в качестве лекала для обществ всех остальных стран (с точки зрения теории мировой революции так было бы правильнее), не так уж и трудно перевести анализ и выводы Качинского на российское общество.
У нас экологическое движение, и тем более радикально-экологическое - явление новое и всецело завозное, это, по сути, бездушный слепок с аналогичных движений в западных странах. Не то, что заботиться об экологии не в духе русского народа (народ - русский, а общество - российское), но то, что у нас сейчас делается, отдает явным западничеством. Впрочем, какие напасти, такие и средства.
Было бы весьма разумно, если бы наше только начавшее развиваться экологическое движение вобрало в себя хотя бы некоторые тезисы и умозаключения Качинского. А иначе рано или поздно оно последует вслед за своим западным прародителем - превратится в бессмысленную колотушку сторожа, которая своим стуком скорее заставляет насторожиться злоумышленника, чем отпугивает его и тем более причиняет ему какой-то вред.
Впрочем, не будем питать себя иллюзиями - пацифисты-экологисты боятся Унабомбера, и слушаться его не станут. А, может, и станут. Потому что каждый глубоко в душе понимает, что сегодня правильно поступать - только так, как поступал Тед Качинский. Он шел по крови. Время сейчас такое.
Отечественный читатель уже давно знаком с текстом Манифеста - у нас его тоже любят публиковать в сети. Помимо того, что по нашему глубокому убеждению "Индустриальное общество и его будущее" должно быть издано в печатном виде и в России (хотя мы не уверены, что до нашего издания не существовало печатной версии этого документа), мы воплотили этот проект и из-за нашего недовольства переводами, размещенными в рунете. В конце концов, если их переводчики считают своим долгом написать во вступлении, что Качинский был высокообразованным человеком, то почему его работу нужно переводить таким залихватским "молодежным языком"?
Мы не стали утруждать себя тщательным анализом обнаруженных версий и просмотрели далеко не все существующие в сети тексты, так что мы даже не можем сказать, переводили ли их разные люди или все интернет-публикации есть один тот же текст, у некоторых для проформы немного отредактированный. Для того, чтобы забраковать те версии, которые мы находили, было вполне достаточно обратиться к параграфу 97 и посмотреть, как переведено слово "the Kuomintang" - некоторые версии "Гоминьдана" нас просто поражали. Или параграфы 55-57, где упоминается Фронтир (the Frontier) - чего только не придумают. Все-таки нужно хоть немного разбираться в вопросе, по которому ты переводишь работу.
В нашей памяти запечатлелись такие слабые переводы, что зачастую в них было невозможно уловить связанного смысла даже в отдельном параграфе, что уж там говорить о всем тексте. Форменный беспредел - ведь Качинский расписывал все буквально по слогам. Другие горе-переводчики не утруждали себя перевести Манифест полностью - уж комментарии Качинского (всего их 36) как минимум выкидывали. А ведь иногда для понимания текста без оригинальных примечаний и не обойтись. Такие "версии" - оскорбление Унабомбера.
"Индустриальное общество и его будущее" - полноценная философская работа, а не сетевое графоманство. Манифест Унабомбера нельзя переводить исходя лишь из позиций первенства ("мы первыми его опубликовали!") или желания поскорее обновить свой сайт - Качинский вынашивал свой текст несколько лет, поэтому было бы просто оскорбительно загрузить его в программу-переводчик (экое глумление над идеями Манифеста!), а потом "подкорректировать". Мы не утверждаем, что предлагаем самую точную версию перевода Манифеста, но по крайней мере мы можем обосновать, почему в том или ином месте мы перевели так, а не как-то иначе.
На этот раз комментарии мы делали не только с целью разъяснить некоторые слова и понятия, но также и для того, чтобы в более или менее сносной степени адаптировать текст Манифеста к российским условиям. По правде говоря, такой текст просто-напросто не мог появиться в России: да, те симптомы, о которых пишет Качинский, с легкостью могут быть обнаружены и у нас, и это само собой разумеется, но дело в том, что у нас технологическая угроза надежно загораживается и даже оттесняется пресловутой "нерешенностью социальных проблем". Какие бы проблемы ни раздирали Америку - это обеспеченная страна, и людям в ней в большинстве своем живется все же хорошо. Тед Качинский увидел, что стоит за этим "хорошо", ужаснулся - и начал действовать. Нам же, русским и другим народам России, необходимо выжить, нам некогда разбираться, что стоит за всем этим блистающим электронным совершенством (пользуясь случаем, лишний раз указываем, что по этой же причине нельзя сопоставлять американских левых и наших левых). Кстати, какой замечательный метод не давать людям разглядеть угрозу "нашествия машин" - заставить их плохо жить, заставить их думать о куске хлеба, заставить их не мыслить масштабно.
Переводя и комментируя текст, мы отражали исключительно свою точку зрения на возникавшие лингвистические проблемы, естественно, мы могли где-то и ошибиться. Может быть, некоторые наши примечания не полные или даже неточные (мы добавили 78 примечаний). Выражаясь словами Качинского, читатели Манифеста "должны взять на вооружение эмпирический метод" (параграф 206). Мы будем признательны за указанные неточности нашего перевода или комментариев.

VI. Если Манифест - настольная книга

Манифест Унабомбера - гениальное произведение. Вы можете согласиться с нами, а можете и нет, но не признать его силу вы не можете. Это одновременно пропагандистская листовка и эзотерический - более или менее зашифрованный - манускрипт. Какого-нибудь гностика, если проводить параллели с религией.
Хотел Тед того или нет, но его текст нужно воспринимать и как некий религиозный документ (параграф 184, примечание 31)
Понимал Тед это или нет, но его вера тоже требует "истинно верующих" (параграф 222).
Позитивных "истинно верующих".
"Индустриальное общество и его будущее" - манифест в духе Манифеста Розенкрейцеров, расклеенного весной 1623 на улицах Парижа: прочитали все, а поняли единицы. Но вряд ли Качинский на многое и рассчитывал. Полнокровному (правильнее было бы сказать "малокровному") обитателю каменных джунглей очень трудно понять этого героического одиночку, бросившего вызов не какому-то отдельному правительству, но всему мироустройству, всему миропорядку. Оставим все разговоры о его безумии - если человек смог написать такое, то, даже если он действительно болен, ему это простительно, хотя почему это болезнь нужно прощать. Больной - и больной. Это данность.
В конце концов, вперед человеческую расу всегда двигали безумцы. Некоторые менее заметные, другие - более.
Для того, чтобы принять Манифест Унабомбера, нужно быть таким же безумцем.
Безумие Качинского - это то безумие, которое освобождает, а не заключает в скорлупу (клипот), однажды сливающуюся со смирительной рубашкой.
Известно, что после публикации Манифеста Унабомбера, после суда над Теодором Качинским в Америке возникли организации, союзы и просто кружки сторонников единственного члена FC. Драматичность и комичность ситуации заключается в том, что большинство состоящих в них людей - те же представители технократической интеллигенции, которым он слал бомбы (да, не только фермеры и работяги признали его "своим"). Увы, многие "поклонники" Унабомбера также нелепы и нелогичны, как и модничающие в футболках Че Гевары банковские служащие. Мы, конечно, со своими дипломами техника по специальности электронно-вычислительные устройства и инженера по специальности лазерные системы не лучшие "обвинители", но мы, по крайней мере, никогда не работали по своим специальностям и уж тем более не способствовали технологическому прогрессу. (Манифест Унабомбера не может оставлять равнодушным, именно поэтому в ущерб объективности мы частенько переключаемся в этой статье на собственную личность.)
Новые революционеры (так уж и скажем - квазиреволюционеры) чтят Манифест, продолжая при этом трудиться в своих наполненных технологией офисах. Может, эти благородные неофиты верят, что однажды они "взорвут систему изнутри". Но, может, с учением Качинского произошла та же история, что и с "Бойцовским клубом" Чака Паланика - клерки и админы прутся от самой идеи, особенно по пьяне, но толком ничего в своей жизни не меняют. Эту особенность "белых воротничков" (которых, по идее - при соответствующем усердии и осторожности - можно было бы подготовить для революционной элиты) хочется назвать "синдромом FC" - здесь вам и паланиковский "Fight Club", и унабомберовский "Freedom Club", плюс раздражение современных (окомпьтеренных) пролетариев от инструмента своей работы: "Fuck Computers" - а именно так, кстати, одно время думали, что называется организация Унабомбера.
Нонконформизм по уик-эндам - горький удел большинства аутсайдеров современного технологического общества.
"Пластмассовый мир победил".
Быть может, мы ошибаемся. Нам очень хотелось бы ошибаться. Быть может, где-то сейчас бойцы неистребимого FC подкладывают листовку-инструкции потенциальному соратнику (прием из "Дневников Тернера"), в которой написано что-то вроде того, что когда-то писали розенкрейцеры: "Если кто-либо проявит к нам простое любопытство, то он никогда не будет сообщаться с нами; но если он имеет серьезное желание быть вписанным в регистр нашего братства, мы, распознаватели мыслей, объявим такого человека соответствующим нашим ожиданиям, но только не раскрывая места нашего пребывания, поскольку самой мысли в союзе с твердой волей читателя будет достаточно, чтобы сделать нас известными ему, а его нам"…
После долгих размышлений, взвешиваний и сопоставлений - хотя они могли быть и менее продолжительными, просто нам хотелось обдумать все как следует - мы пришли к выводу, что единственный правильный вывод из Манифеста, который должен сделать "истинно верующий" - подобно учителю уйти из цивилизации и поселиться в лесу.
Только тогда нельзя будет сказать, что "пластмассовый мир победил".
Не пытайтесь найти себе место в исключениях из правил.
Любое сопротивление, каким бы сильным они ни было, если оно зародилось в каменных джунглях, а тем более, если оно преследует хотя бы толику какой-то "социально-исправительной" цели (общество исправить в привычном смысле этого слова нельзя, его можно переделать только посредством тяжелого и, может быть, кровавого процесса), любое сопротивление такого рода не будет полностью отвечать идеалу революционера, созданному Унабомбером.
В каждом случае современной протестной или даже антиобщественной деятельности при должном познании Манифеста можно рассмотреть либо сверхсоциализацию (параграфы 24-32), либо процесс власти (параграфы 33-37), либо суррогатную деятельность (параграфы 38-41), либо еще что-то нежелательное. Каждый человек живет и действует в своем мире - Качинский объективно оценил все наши миры и выставил вдоль одной линейки. В итоге получилось, что на этот Манифест не имеет права ни один радикал, маргинал или отщепенец, если только он не живет на природе и не борется за свое выживание в жестокой - но справедливой и равной - схватке с ней.
Все остальные виды деятельности - они, конечно, совершенно не позорны, но как минимум они - полумеры.
Другое немаловажное обстоятельство. Нет-нет, да и предстают ученые в Манифесте эдакими бездушными логическими машинами, закомплексованными умниками, равно как и алчными карьеристами (но это еще не значит, что они заслуживают бомбы в посылке). Несмотря на то, что Качинский строго разделяет деятелей интеллектуального труда на тех, кто работает на технологию, и тех, кто к ней не имеет никакого отношения ("изучающих археологию, историю, литературу или другие безобидные предметы вроде этих", - как он написал редакции "New York Times"), имидж интеллектуала подпорчен. Пострадавший от бомбы профессор мог быть каким угодно человеком, но если в итоге у кого-то поднялась рука отправить ему бомбу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из-за его ума, то что есть этот ум? Зачем он нужен?
Этим мы вовсе не хотим сказать, что теперь в ученые никто не пойдет. Даже при минимальных познаниях человеческой психологии можно сделать вывод, что теперь многие ученые из-за такого отношения задушат в себе задатки протеста против прессующих условий. К чему сопротивляться, если иначе я не смогу? - справедливо рассудит молодой деятель науки, - если я такой, какой есть? если мне нужна эта чертова суррогатная деятельность? В итоге элита будущего революционного движения будет сформирована из какого-то более простого, скажем так, материала (наша мысль о формировании революционной элиты из научного состава не так уж и абсурдна - напомним, что сам Качинский обладал докторской степенью).
С другой стороны, нельзя не обратить внимания на следующее обстоятельство. Порицая суррогатную деятельность, Качинский ведет себя так, словно никогда не слышал понятий вроде "творческая деятельность", "творческий зуд", "творческая одержимость" и т. д. (Ведь, в принципе, ту же науку можно классифицировать и как творческую одержимость.) А если и слышал, то и для них у него найдется пара ласковых. Хотя творчество как явление присутствует практически в каждом примитивном обществе, столь обожаемом Качинским.
Хорошо, допустим, творчество действительно преследует искусственную (суррогатную) цель. Но как тогда поступить с одержимостью ИДЕЕЙ? И насколько человек ответственен за то, что та деятельность, которой он только и может, а главное - хочет - заниматься, никак не совместима с добычей "предметов первой материальной необходимости", которая единственно не является суррогатной деятельностью? И что вообще есть ИДЕЯ и ее союз с человеком?
Ведь и сам Теодор Джон Качинский одержим идеей - вне всяких сомнений, - и его террористическую деятельность, равно как и Манифест, можно расценивать именно как суррогатную деятельность. И почему он хочет исправить существующее общество, т. е. - почему он заботится о людях? Что это? Сверхсоциализация? А борьба с технологической системой - не процесс ли это власти? В общем, как и всякого идеолога, Унабомбера можно завалить претензиями, порожденными его идеологией, приложенной к его же действиям.
Вместе с тем, предъявляя своим истинным приверженцам высокие требования, и отбраковывая по тем или иным соображениям претендентов на титул антитехнологического революционера из всевозможных антисистемных формаций, Манифест все же дает им шанс войти в революцию. Каждый из радикалов, так или иначе противостоящих системе, может найти в Манифесте что-то свое. Качинский просто формулирует - может быть, иногда слишком в общих выражениях - их претензии к системе и показывает, что на самом деле стоит за ними. При взвешенном и серьезном подходе каждый маргинал может остаться самим собой и в то же время работать на революцию против технологии.
Фактически Унабомбер в своем Манифесте предлагает программу объединения ВСЕХ радикалов с ЕДИНОЙ целью - борьба с системой. Это не очередная попытка собрать всех леваков под одним знаменем, и даже не попытка создания т. н. "красно-коричневого" фронта. Тед Качинский заложил фундамент, на котором могут объединиться все, не взирая на свои политические, религиозные, расовые, философские и т. д. убеждения. И имя этому фундаменту - СВОБОДА. Свобода от системы, свобода от машин. Машины наступают не только в голливудских блокбастерах - они наступают и в реальности. Точнее, в том, что нам выдают за реальность.
Качинский прогнозирует, что революции против технологии скорее всего предстоит стать революцией аутсайдеров (параграф 194). Это именно то, что надо. Не будучи убежденными в приоритетности цели уничтожения технологии, недовольные системой могут послужить делу тотальной и последней революции.
Но, пожалуй, самое суровое требование антитехнологической революции заключается вовсе не в том, что революционер должен поставить цель уничтожения технологии превыше всего (параграф 222). Проникнуться идеей до мозга костей - вопрос, пожалуй, лишь времени. Другое дело, на что человек пойдет ради идеи.
А революционер должен не только жаждать свободы, он должен не только ненавидеть технологический процесс, он должен быть еще и жестоким (параграф 167). Собравшейся в клубы почитателей Унабомбера интеллигенции, мнящей себя, конечно, "радикальной" и "асоциальной", вместо того, чтобы хлопать в ладоши от нравоучительной притчи Качинского "Корабль дураков", можно порекомендовать внимательно прочитать хронику бомбардировок FC. Это немного отрезвит их - покажет практику, неразрывную с теорией. Нужно быть готовым рвать людей на куски, а не только критиковать перед экраном своего компьютера существующий строй.
Качинский предлагает начать все заново. Жить без телевизора, интернета и макдональдса, без потребительства и обжорства. Но зато без цепей и кандалов. Его идея сродни литературному замыслу некоторых фантастов: однажды утром человек просыпается, а никакая техника не работает. Кто-то выживет, а кто-то нет - хороший шанс оценить, на что ты действительно способен.
Главное препятствие в достижении абсолютной человеческой свободы от любого вида техники будет заключаться не в самой технологии, но в людях - слишком многие предпочитают быть сытыми рабами, слишком немногие готовы стать голодными вольными людьми.
Тед Качинский сделал все, что мог. Все, что было в его силах. Он поставил систему на колени - пускай лишь на один миг, - и он дал человечеству скрижали с начертанными на них заповедями свободы.
Но изменить человеческую природу он не в силах.
Человека можно заставить подчиниться машине, но заставить его сопротивляться ей - невозможно. А сам он что-то не горит желанием бороться.
"Пластмассовый мир победил".
И все же…




Наверх

Издательство "Револва"

   Теодор Качинский
   Индустриальное общество и его будущее (Второе издание)
Владимир Муханкин
Чужой до предела
Терри Гиллиам
Бразилия
Зодиак
Я не болен, я безумен
   Теодор Качинский
   Индустриальное общество и его будущее
Чарльз Мэнсон
Механический человек
Рагнар Редберд
Сила есть Право